Импортозамещение для банков — задача не из легких. Оно затрагивает весь технологический стек — от оборудования до программного обеспечения (ПО), то есть большинство информационных систем банка. Как расставить приоритеты и минимизировать риски, «Б.О» выяснял у Дмитрия Бубнова, генерального директора компании «БПС Инновационные программные решения», и Маргариты Мироновой, управляющего директора департамента «Финансовый сектор» компании «БПС Инновационные программные решения»
— Маргарита, как вы оцениваете уровень импортозамещения в российских банках на сегодняшний день?
Маргарита Миронова: Законодательная база (Указ Президента РФ № 166 от 30 марта 2022 года. — Ред.) запрещает организациям с госучастием, в том числе из сферы финансов, использовать программные продукты вендоров из недружественных стран с 1 января 2025 года. А согласно последнему постановлению, всем организациям с госучастием необходимо перейти на доверенные программно-аппаратные комплексы (ПАК) до 01.09.2024. Системы, находящиеся в зоне критической информационной инфраструктуры (КИИ) коммерческих банков, также подлежат импортозамещению.
Банки с госучастием активно приступили к выполнению постановления. Реализация закона, который был принят в прошлом году, продолжается. Остальные банки в зависимости от стратегии, планов по развитию, финансовых возможностей выбирают один из вариантов:
- продолжают использовать текущее ПО без возможности обновлений;
- заменяют западные решения российскими аналогами;
- мигрируют решения текущих поставщиков на отечественный стек совместно со своими вендорами;
- делают ставку на собственную разработку, для чего нужен солидный бюджет.
Еще в 2022 году было понятно, что заместить отечественными программными продуктами все системы, которые находятся в контуре банка, не прерывая его бизнес, очень сложно. Банки идут по пути замены сначала приоритетного, а потом уже всего остального ПО. Расстановкой приоритетов занимаются созданные в каждом из банков рабочие группы и архитектурные комитеты. В их дорожных картах импортозамещения на первом месте такие системы, как АБС, карточные процессинги, антифрод и другие системы, относящиеся к объектам КИИ.
— Если говорить обо всех иностранных программных продуктах, установленных в банке, какие из них легче переводятся на российские, а какие сложнее?
Маргарита Миронова: Прикладной софт уже импортозамещен во многих банках. Очень быстро заменили на отечественные мессенджеры, ВКС, CRM, и даже аналоги ERP SAP нашлись довольно быстро. А вот большие высоконагруженные системы переводить на ПО из Единого реестра с поддержкой отечественного стека сложнее, для этого требуются комплексный подход, всесторонняя оценка.
Дмитрий Бубнов: Импортозамещение любого ПО — непростая задача: для него нужны средства, время и, главное, IT-специалисты. Но больше всего сложностей возникает при переносе автоматизированных банковских систем. Основная проблема тут — миграция данных клиентов из одной базы данных в другую. И поскольку к базам данных под управлением PostgreSQL инструкции Oracle неприменимы, при переходе требуется фактически полностью переписать этот продукт с нуля, выбрав предварительно подходящий диалект из трех- четырех присутствующих в России.
В целом, мне видится, что замещение программного обеспечения — сложная, но выполнимая задача. Тем более что банки уже давно используют отечественное программное обеспечение — например, при организации работы процессинговых центров, обеспечивающих эмиссию и эквайринг банковских карт. Вопрос в том, на чем это программное обеспечение будет работать. Я — про аппаратное обеспечение.
— Что вы рекомендуете кредитно-финансовым организациям принимать во внимание при выборе программных продуктов для импортозамещения высоконагруженных платформ?
Маргарита Миронова: Мы советуем банкам и компаниям с госучастием выбирать подрядчика, обладающего доказанной экспертизой и ресурсами, достаточными для ведения таких проектов. Мы часто ссылаемся на свой опыт, накопленный при реализации государственного заказа на реализацию высоконагруженных систем на отечественном стеке еще в 2018 году, для того чтобы показать, что мы прекрасно понимаем: взятые на себя обязательства нарушать нельзя. У нас уже есть успешные проекты импортозамещения из финансовой отрасли.
Дмитрий Бубнов: Я бы порекомендовал банкам работать с лидерами рынка. Мало разработать с нуля АБС на импортозамещенном стеке и продемонстрировать ее заказчику, нужно иметь компетенции в ее построении, понимание, как она должна функционировать, многолетний опыт взаимодействия. Банковские информационные системы — это про деньги и финансовую устойчивость. Потеря сервиса может спровоцировать отток клиентов. Некачественный сервис обернется реальными финансовыми потерями... <...>
С полной версией интервью можно ознакомиться в журнале "Банковское Обозрение", №12 ДЕКАБРЬ (298)/2023